Данные проекта:
Название проекта: «Школа метаэтнопроектов вместе с Intel»
Целевая группа: 8-11 классы, предметы: информатика и ИКТ, предметы гуманитарного, математического и естественного циклов
Краткое описание проекта
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому коллектив нашей школы, как школы с этнокультурным компонентом, ставит главными целями формирование у школьников метапредметных компетенций на основе междисциплинарной интеграции и приобщение подрастающего поколения к родной культуре, к его духовным и нравственно-этическим ценностям. Решение этих вопросов мы видим в реализации широкомасштабныхметапредметных проектов с этнокультурным компонентом в урочной и внеурочной деятельности школьников. Проект «1 ученик — 1 компьютер» с подключением к Интернету помог бы нам создать необходимую образовательную среду для успешной реализации данных целей.
Полное описание проекта «Школа метаэтнопроектов вместе с Intel».
Цель проекта: Создание метапредметных проектов с этнокультурным компонентом в урочной и внеурочной деятельности школьников в условиях реализации модели: «1 компьютер-1 ученик»
Задачи проекта:
— Создание необходимой ИКТ-образовательной среды для успешной реализации данных целей;
— Формирование у школьников метапредметных компетенций на основе междисциплинарной интеграции и приобщение подрастающего поколения к родной культуре, к его духовным и нравственно-этическим ценностям.
— Повышение ИКТ-компетентности учителей и учеников школы;
— Выращивание нового профессионализма педагогов;
Муниципальное общеобразовательное учреждение Нагалыкская средняя общеобразовательная школа расположена в сельской местности, основное население которой составляют представители бурятской национальности. В 2010 году школа успешно завершила работу в режиме муниципальной экспериментальной площадки по теме «Создание и развитие этнокультурного образовательного пространства как фактор повышения качества образования в условиях сельской школы» и вышла на новый уровень развития — получила статус областной экспериментальной площадки по теме «Формирование этнокультурной компетенции обучающихся на основе метапредметного подхода в условиях сельской школы» (Приказ Министерства образования Иркутской области от 03.06.2010 г. о присвоении школе статуса «Инновационное образовательное учреждение» в рамках мегапроекта «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования»).
Коллектив школы обладает достаточно высоким потенциалом, 85 % учителей имеют высшую и первую квалификационные категории, 100 % составляет уровень их ИКТ-компетентности. Учителя нашей школы активно применяют в своей деятельности информационные технологии, проводят уроки, внеклассные мероприятия с ИКТ, участвуют в Интернет-конкурсах, дистанционных олимпиадах, конкурсах, размещают свои материалы на педагогических порталах, создают мультфильмы, клипы, триггеры, а на данном этапе работают над созданием собственных сайтов. Для успешной реализации программы развития школы кабинет информатики, оборудованный компьютерами с доступом к Интернету, интерактивной доской, совмещен с кабинетом бурятского языка, на уроках которого активно используется электронный учебник по данному предмету. Ежемесячно выпускается школьная газета «Одон» («Звезда»), в которой ежемесячно печатаются школьные новости, создан школьный сайт.
Одним из способов формирования метапредметных компетенций у обучающихся мы видим в реализацииинновационных метапредметных проектов, а именно с этнокультурным компонентом, поэтому данный подпроект мы назвали «Школой метаэтнопроектов вместе с Intel». При создании данных проектов у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развиваются способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности, а также они получают знания о культуре, истории, литературе и т.д. своего народа.Метаэтнопроект рассматривается как самостоятельная, исследовательская, творческая, информационно-познавательная, практико-ориентированная, социальная деятельность учащихся. Это, в свою очередь, обусловило выбор разработки методического аспекта концепции метапроектного обучения – развитие ключевых компетентностей учащихся в процессе метапроектной деятельности.
А для полной реализации данных проектов, что предполагает огромное количество информации из разных образовательных областей, цифровых ресурсов, нужны условия, соответствующая образовательная среда — мобильные комьютеры с подключением к Интернету.
А почему мы метапредметность связываем с информатикой и ИКТ, почему нам необходима такая образовательная среда? О метапредметной направленности информатики, выражающейся в его ориентации на освоение учащимися универсальных способов деятельности, в общих чертах была определена еще в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого столетия в работах известных ученых, где она связывалась с формированием определенного – операционного – стиля мышления, определенных навыков умственных действий, адекватных требованиям современного общества. Перечислим соответствующие умения: умение планировать структуру действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; умение организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи; умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме и правильно понять текстовое сообщение; привычка своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области; технические навыки взаимодействия с компьютером.
Наша школа имеет опыт по созданию подобных проектов. За годы предыдущего эксперимента коллективом учителей и учеников школы в процессе глубокой краеведческой деятельности нами был создан исследовательский мегапроект «УГАЙ АМИСХАЛ» («Дыхание предков»), главной целью которого былоявляется достижение образовательных задач через познание родного края.
И поэтому продолжая работу в данном направлении, наш коллектив решил углубить традиционную проектную деятельность до метапредметной. Именно метапроектное обучение, базируемое на фундаментальном ядре содержания, включающем организующие знания и универсальные действия учащихся, обеспечивает условия для формирования у учащихся как ключевых компетентностей, так и других метаособенностей личности (позиций, взглядов, мировоззрения, системы ценностей, когнитивных схем и фонов, опыта, установок). Именно метапредметная проектная деятельность с одной стороны, ограничивает традиционный предметоцентризм; с другой, — расширяет и углубляет его, делая учебный предмет полем межпредметных взаимодействий.
Также коллективом школы изучена история метапредметного обучения в России, столь популярного в 20-е годы прошлого века. Именно тогда был популярен метод проектов и жестко осужден в 30-е годы. Проведены педсоветы о метапредметном подходе, метаумениях в контексте ФГОС, разработана программа развития школы.
Таким образом, проанализировав эти потребности, мы начинаем осознавать, что сегодня перед школой стоят новые задачи. И самая важная из них – воспитать человека, который мог бы легко адаптироваться к новым социальным условиям. Поэтому на первый план сейчас выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи,умение разрабатывать и проверять гипотезы, работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания и т.п. Именно эти способности востребованы в современном обществе. Именно поэтому мы сегодня говорим о формировании метапредметных умений и навыков, которые невозможно претворить без метапредметного подхода в обучении и ИКТ.
Процесс организации обучения.
Непосредственно руководством данного проекта занимается замдиректора по научно-методической работе. Составляется план работы, создаются временные творческие группы. Для реализации данного проекта создается мобильный метапредметный кабинет (далее – ММК) с ноутбуками, который можно организовать в любом кабинете, в любом месте: на природе, экскурсии, турпоходе, экспедиции. К каждому ноутбуку устанавливается доступ к Интернету через беспроводной модем.
Данные метаэтнопроекты реализуются в урочной, так и во внеурочной деятельности. Темы утверждаются на заседании методического совета школы и распределяются по образовательным областям, по предметам, элементы тем отражаются в тематическом планировании, расписании уроков, согласуются между учителями-предметниками.
В урочной деятельности – во время метапредметных уроков с ИКТ, которые заранее планируются на заседаниях методического совета, временных творческих групп. Метапредметный урок с ИКТ с этнокультурным компонентом, разработанный в рамках мегаэтнопроекта, обязан предполагать взаимопроникновение учебного предмета в информатику, взаимосвязь с другими предметами и наоборот. А для этого должно произойти согласование курсов одного предмета и другого. Только в этом случае от такого урока будет толк. И в доказательство приведем слова заместителя министра образования и науки РФ Исаака Калина, что важной составляющей законопроекта о новых образовательных стандартах является метапредметность (связь предметов): «Если на уроке физики не обращаться к полученным знаниям из области математики и химии, то вряд ли дети поверят в востребованность этих предметов». На данном этапе коллективом школы запланированы дистанционные курсы в «Центре дистанционного образования» под руководством Хуторского А.В., доктора педагогических наук, чл.-корр. РАО по теме «Современный урок: метапредметный подход».
Во внеурочной деятельности – именно сам процесс создания широмасштабных метаэтнопроектов. В качестве примера начального этапа запланированного метаэтнопроекта «Юрта — традиционное жилище у кочевых народов» рассмотрим проект «Математическая юрта» (автор-Романова Э.А., учитель математики высшей квалификационной категории, «Отличник просвещения РФ»). Целью проекта является закрепление умений и навыков строить графики, выражать графики соответствующими формулами зависимости. Ребята, изучая юрту, знакомились с историей, бытом и культурой своего народа, ведь традиционная юрта и по сей день является одним из универсальных и удобных жилищ кочевых народов. Ребята имели возможность более подробно изучить особенности устройства юрты в нашем музее и с помощью графиков построить её. Они повторили и закрепили умение строить графики и выводить соответствующие формулы. Данный этнокультурный компонент можно использовать на уроке по соответствующей теме. Этот проект также имеет практическое применение – служит стендом для материалов по внеклассной работе в кабинете математики нашей школы. Данный проект оформлен в виде презентации и с помощью анимаций – триггеров, при помощи которых происходит медленное, поочередное построение юрты на системе координат (уравнение — грань юрты – уравнение).
И продолжением данного проекта является его расширение до метаэтнопроекта, целью которого является уже изучение юрты с точки зрения других образовательных областей, т.е. истории, бурятской литературы, литературы народов Азии, химии, физики, географии и т.д. Изучение юрты можно организовать с мобильными ноутбуками в настоящей бурятской юрте, которая находится в нашем школьном этнографическом музее. Дети делают фотографии, печатают названия экспонатов на русском и бурятском языках, изучают строение, архитектуру, создают свои папки. Затем собирают материал в Интернете, в библиотеке, таким образом, создают свои метапредметные ресурсы. Непосредственно за каждую образовательную область отвечают соответствующие учителя-предметники, творческие группы. Они помогают детям в своем направлении, консультируют, подсказывают. Конечным результатом является широкомасштабная презентация или клип, созданный в программе Windows Movie Maker, и затем размещается на школьном сайте.
Предполагаемые мегаэтнопроекты:
- «Озеро Нухунур – легенда нашего края». В нашей местности расположено уникальное озеро Нухунур, воды которого по своему составу идентичны водам черноморских курортов Кавказа (химия, физика, математика, география, биология, фольклор, история, информатика и т.д.) Здесь можно организовать ММК с ноутбуками на природе, возле самого озера, которое находится в 5 км от села.
- «Бурятские орнаменты» (геометрия, история, биология, география, литература, черчение, ИЗО, краеведение и т.д.) и т.п.
- «Величайший бурятский эпос «Гэсэр» с МЕТА» — с позиции метапредметности, т.е. изучение данного уникального произведения устного народного творчества бурятского народа с точки зрения разных наук. Данная работа, на наш взгляд, отражает не только оригинальный подход к изучаемому материалу, но и является новаторством в области распространения научных знаний.
- «Виртуальная экскурсия по Баяндаевскому району». Планируется создание широкомасштабного проекта краеведческого характера путем сетевого взаимодействия со школьниками района: расширение школьного мегапроекта «Дыхание предков» до районного масштаба — изучение истории, географии, флоры и фауны Баяндаевского района, статистики населения, физико-математических характеристик, фольклора и т.д. Здесь можно организовать экскурсию, фольклорную экспедицию, турпоход с ноутбуками по интересным местам родного края и написать мини-проект на природе, в месте назначения.
Подробно остановимся на описании данного метаэтнопроекта. Данный проект реализуется в течение года. Каждый из учителей намечает подпроект по своему предмету, потом задания согласуются по циклам: гуманитарный — история, родной язык и литература, английский язык; естественный — химия, география, биология, математический — математика, физика. Подпроекты с заданиями распределяются по отрядам, по группам. Затем учащиеся в каждой группе выполняют свое задание по предмету.
Подпроекты по предметам:
По истории: экскурсии с ноутбуками по историческим местам района: в село Кырма, в 30 км от нас, на родину Агвана Доржиева, учителя Далай-ламы XIII, основателя Санкт-Петербургского дацана (сейчас там воздвигнута буддийская ступа) и на родину Героя Советского Союза В.Б.Борсоева, в школьный музей, экскурсия в краеведческий музей в Баяндаевской средней школе, в село Хогот, на родину первых миссионеров и т.д.
По бурятскому языку – составление отчетов с экскурсий на родном языке, подготовка презентаций, написание статей в школьную газету «Одон».
По бурятской литературе экскурсии должны ввести учащихся в обстановку, в которой создавал писатель свои образы. Здесь можно организовать экскурсию в соседнее село Гаханы, в 5 км от нас, на родину нашего писателя-земляка Булата Бутунаева, где были написаны его знаменитые «Повести желтой степи». Такие экскурсии должны углубить понимание литературного произведения, а вместе с тем и понимание произошедших событий с героями, их духовного мира.
По английскому языку даются слова на тему «Мy Baynday» («Мой Баяндай»), предложено написать отчет об экскурсии на английском языке; для желающих, в виде рассказа; начертить карту Баяндаевского района на английском языке, составить презентацию.
По фольклору – фольклорная экспедиция с ноутбуками – сбор произведений устного народного творчества, организация видеозаписей рассказов информаторов и т.д.
По математике и физике идет сбор статистических данных района, дети составляют краеведческие задачи (расширение школьного подпроекта «Наш край в задачах и примерах»).
По географии – экскурсия на Ленский водораздел, на реку Лена с заданием: определить по компасу местонахождение реки, измерить температуру воды, ширину реки, быстроту течения, зарисовать обнажения реки. После экскурсии в лаборатории должны быть произведены опыты над собранным материалом (горные породы, вода и пр.).
Также можно организовать виртуальную экскурсию на священную Красную гору села Кырма, копия которой, по легенде, находится в нашей местности (данная гора является культовым местом поклонения в нашей долине), наладив сетевое сотрудничество со школьниками Кырменской средней школы. Итогом работы будет проект «Две горы — две сестры». Целью данного проекта будет сравнение географических характеристик двух гор-близнецов.
По химии – исследование воды реки Лена, ее анализ, составление презентации.
По биологии – подпроект «Красная книга Баяндаевского района», который можно реализовать в туристическом походе с ноутбуками, при сетевом взаимодействии со школьниками из других школ.
Все сделанное представляет собою широкомасштабный проект с планами, картами, фотографиями, рисунками, диаграммами, отчетами о проделанных опытах, докладами, рассказами. Затем по собранным материалам создается сайт.
Далеко не все намеченное в заданиях будет выполнено: не всегда можно найти нужные источники, пособия, электронные ресурсы, многими приемами проектной деятельности приходится заниматься впервые, экскурсии будут также нелегки. Но здесь огромным стимулом для детей будет работа в новой обстановке, наличие мобильных ноутбуков, Интернета в любое время, получение новых знаний, умений, и конечно, живое и сетевое общение с учащимися из других школ. И все это можно воплотить с моделью «1 компьютер: 1 ученик».
Таким образом, весь объем знаний будет преподнесен в виде единого комплекса сведений о мире, природе, человеческом обществе, о своем крае, и будет заполнен разрыв между различными школьными предметами и соединен процесс обучения с жизнью и практикой.
Правила работы с техникой.
Приказом директора школы назначается заведующий ММК, руководитель данного проекта. Заведующий кабинетом является организатором работы учителей и учащихся по реализации данного замысла. Заведующий обеспечивает использование ноутбуков в соответствии с планом школы, разрабатывает перспективный план оборудования кабинета, план работы в данном направлении, принимает меры по его дооборудованию и пополнению цифровыми метапредметными ресурсами и техническими средствами обучения, несет ответственность за их сохранность. Заведующий несет ответственность за ведение журнала инвентаризационной записи, содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания, регистрацию отказов компьютеров и организацию их отладки или ремонта, поддержание санитарно-гигиенических требований и требований техники безопасности.
Передача ноутбуков учителям-предметникам, руководителям подпроектов происходит после проведения инструктажа строго под роспись в журнале передач.
Техника безопасности.
К работе на ПК допускаются учащиеся, изучившие инструкцию по эксплуатации, настоящие правила по технике безопасной работы на ПК, а также прошедшие инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
Техническая поддержка
Помощь в работе заведующему ММК, учителям-предметникам в организации оказывает техник компьютерного класса, лаборант (техник), который находится в непосредственном подчинении заведующего кабинетом и отчитывается перед ним за сохранность, правильное хранение и использование учебного оборудования. Лаборант обязан знать всю систему КУВТ, правила ухода за ним, условия хранения техники и наглядных пособий. В соответствии с перспективными планами развития ММК лаборант под руководством заведующего кабинетом участвует в приобретении необходимого учебного оборудования, ведет учетность, инвентаризационные записи. По плану преподавателя и под его руководством лаборант готовит оборудование к уроку, к экскурсии. Лаборант обеспечивает соблюдение учащимися правил техники безопасности, постоянную готовность противопожарных средств и средств первой помощи, регистрирует отказы техники во время занятий, а также проводит мелкий ремонт вышедшего из строя оборудования.
В рамках реализации модели «1 компьютер-1 ученик» важной организационной формой деятельности мобильного метапредметного кабинета в школе может стать учебно-методический семинар для преподавателей всех дисциплин. На данном семинаре обсуждается план работы в данном направлении, происходит ознакомление с новыми программными средствами обучения преподавателей, с основами работы на новых ноутбуках, рождаются новые идеи и т.д.
Методическая поддержка и обобщение опыта по внедрению модели «1 ученик : 1 компьютер».
Методическая поддержка будет оказана сотрудниками кафедры этнопедагогики Иркутского ИПКРО, Областного ресурсного центра. Также планируется участие в работе «Клуба 1:1». Полученные результаты будут опубликованы на школьном сайте, на специально созданном сайте. Опыт работы будет обобщен на различных семинарах муниципального и областного уровней. По итогам работы будет выпущен сборник методических материалов по данной теме.
Средства мониторинга успешности проекта
В эту систему оценки закладываются такие параметры как: обоснование и планировка цели, путей ее достижения. Полнота использованной информации, разнообразие источников информации. Творческий и аналитический подход к работе. Полнота реализации этнокультурного компонента. Широта раскрытия материала по образовательным областям. Понимание содержания областей взаимодействия. Качество проведения презентации. Качество проектного продукта. Успешность выступлений учащихся на различных научно-практических конференциях и т.д.
Также учителями будет разработана анкета для учеников, учителей и родителей, проводимая на старте и финише проекта.
Ожидаемые результаты:
— формирование метапредметных умений у учащихся через проектную деятельность;
— налаживание тесной взаимосвязи между учителями-предметниками, создание творческой обстановки в коллективе;
— развитие интереса к изучению родного языка, истории, культуры своего народа;
— издание методических материалов по метапроектной деятельности;
— создание сайта «Виртуальная экскурсия по Баяндаевскому району».
Отчетность и представление результатов
Через 3 месяца | Через 6 месяцев | Через 12 месяцев |